В этом уроке мы научимся моделировать цепную передачу. По этому принципу можно моделировать и анимировать абсолютно любые механизмы. Несмотря на то, что задача кажется не сложной, так как мы будем работать с простой геометрией, есть нюансы, которые необходимо учитывать.
Главной сложностью может стать подбор нужных размеров. Но это не будет входить в рамки статьи. Для решения вопроса стоит обратиться к ГОСТ 13568-97, чтобы определить размеры сборки. Остальное касается чисто технических задач. Этот урок будет интересен не только конструкторам, но и дизайнерам, задача которых зачастую стоит в представлении объектов в выгодном свете. А этому будет способствовать качественная анимация.
Создание цепи
Как всегда, начинаем с эскиза. Нарисуем эскиз, который будет основой для формы нашей цепи. Нужно будет соединить линии в один сплайн. Для этого воспользуйтесь "Вставка - Инструменты сплайна - Разместить сплайн".
Следующим этапом будет создание звеньев цепи. Создаем эскиз, который определит форму звена. В работе используем операцию выдавливания Бобышка/Основани - Вытянуть.
На этом же эскизе применим операцию Вырез - Вытянуть, чтобы разделить бобышку надвое.
После этого путем операций копирования создадим второе звено цепи.
Далее нам нужно создать массив. В простом массиве нет ничего сложного, но мы создадим сложный массив, по кривой. Вед наша цепь имеет непростую форму. Здесь будем использовать первый эскиз, который определит форму
В меню выбираем эскиз, который станет направляющей кривой. Шаг будет одинаковый, а количество звеньев сделаем равным 22. Поставим характеристику "Выровнять - по касательной кривой". Вследствие этого все звенья цепи развернутся вдоль кривой.
Это же мы проделаем и для малых звеньев
Создание зубчатого колеса
Зубчатые колеса нам нужны как элементы, которые придают цепи вращение. Мы будем использовать одинаковые колеса, поэтому нам нужно создать одно и далее его размножить. Выполнить эту операцию несложно, но все равно мы кратко рассмотрим ее.
1. Создание эскиза
2. Создание эвольвенты и операция выреза
3. Применение операции "массив элементов"
4. Последний штрих - добавление отверстия для оси вращения.
Сборка
Наступает этап сборки всех созданных элементов воедино
В сборке основной задачей является создание сопряжений. Все сопряжения, которые используются в этой задаче, представлены ниже на рисунке.
Первое - это сопряжения линии. Для его создания выбираем Сопряжение - Дополнительные сопряжения - Сопряжения пути. Задаем вершины.
Теперь отцентрируем наши зубчатые колеса
И определим им работу в одной плоскости
Для реалистичной работы зубчатого колеса необходимо установить передаточное число. Сопряжение - Механические сопряжения - Редуктор
Это действие нужно сделать два раза
Поставим параметры анимации таким образом, как это изображено на рисунке. Время - 5 сек. Добавим вращение - Rotary motor, скорость вращения поставим равной 100 оборотов в минуту. При желании скорость вращения можно поставить неизменяемой.
Все готово, можем увидеть результат нашей работы