Многие люди задают себе вопрос: как открыть тот или иной файл?, какую программу при это использовать? как эту программу установить? какое расширение имеют файлы редакторов и программ? Ответы на все эти вопросы Вы найдете ниже.
В этой статье мы подробно рассмотрим форматы, которые используются для сохранения графических файлов. Существует немало различных видов форматов, одни распространены, другие не очень, однако идеального формата, который бы сочетал все достоинства, при минимуме недостатков просто не существует. Сохраняя файл, необходимо тщательно подбирать формат, одни передают максимальное качество и отлично подойдут для презентаций в электронном виде, другие сочетают отличное сжатие с приемлемым качеством.
Существует два типа графики, векторная и растровая, это фундаментально различный подход к созданию изображения, он же требует разных форматов. В отдельную группу можно вынести шрифты, они имеют свой, собственный уникальный формат, который понимают практически все существующие редакторы.
Давайте разберемся в фундаментальных основах самой графики, чтобы понять, какие форматы будут предпочтительны для нее. Растровая графика имеет в основе bitmap, фактически это двухмерная карта пикселей, которые составляют все изображение. Главные параметры любого растрового изображения это разрешение картинки и ее размер. Разрешение имеет стандарт dpi, то есть количество пикселей на один дюйм. Подбирать разрешение выходного изображения лучше под ваш тип публикации, причем ставить заведомо большее качество непрактично. Наиболее популярным разрешением является 120–150 dpi для бытовой и газетной печати, а также 250–300 dpi для фотопечати на хороших принтерах. Размер, это физическая величина будущего изображения, он может отображаться в наиболее практичных для вас единицах, например миллиметрах, пикселях или дюймах.
Векторная графика строится по иному принципу, тут нет заранее подготовленной двухмерной карты матрицы. Изображение просчитывается на лету, используя базовую математическую карту всех объектов. Для расчетов используют координаты по двум точкам на каждый штрих, а при обсчете геометрических объектов применяются стандартные формулы, например для окружностей берут координаты центра и радиус.
Каждый тип формата может иметь не только основные данные о самом изображении, а также и дополнительные. Так, нередко в файл добавляется цветовая модель, пути соединения, литература и даже анимация. Также, многие форматы для экономии места дают возможность отключать альфа-канал, если ваше изображение содержит элементы, созданные с помощью этой технологии, то необходимо активировать опцию при сохранении. Дополнительно следует учитывать встроенные механизмы обработки самих выводящих устройств. Полиграфическая техника, да и бытовые принтеры работают на PostScript, используя встроенные команды этого языка, можно существенно сократить объем сохраняемых данных. Специально для этого используются форматы EPS, TIFF и PDF. Однако, давайте перейдем непосредственно к описанию всех форматов.
3DS - один из самых популярных форматов для сохранения трехмерных изображений. Файлы, сохраненные в .3ds легко читает 3ds Max, более того, именно этот формат был базовым для редактора 3D Studio. Используя этот формат можно точно сохранить сцену, со всеми анимациями и элементами, обработанными различными эффектами, в том числе и плагинами отличными от базовой комплектации редактора. Сегодня многие модельеры, разработчики игр и спецэффектов для кинематографа используют именно этот формат.
A3D – базовый формат, который сохраняет система Компас-3D.
AI – файл с векторной графикой, сохраняемый редактором Adobe Illustrator. Уникальной особенностью формата является универсальность, этот формат понимают абсолютно все редакторы и программы для просмотра векторных изображений. Причем, речь идет не только о редакторах на Windows, но и на Unix, Apple. Это довольно стабильный формат, использующий язык PostScript, что существенно уменьшает размер сохраняемого файла, без всяких потерь в качестве или функциональности.
BMP – наиболее популярный графический формат и родной для Windows. Расшифровывается как Windows Device Independent Bitmap. Главное достоинство в полной поддержке всеми редакторами, любая программа для просмотра или редактирования графики обязательно откроет и сохранит .bmp файл. Это наиболее предпочтительный формат для растровой графики, правда, при сохранении изображения не используются механизмы сжатия, поэтому файл выходит довольно объемным.
CCX – один из форматов сохранения векторных изображений в редакторе CorelDraw. Сохраняя изображение в данном формате, следует помнить, никакие программы, помимо CorelDraw такой файл открыть не смогут. Используется в дизайнерской среде, где популярен данный редактор. Среди наибольших преимуществ формата, отменное сжатие файла без потерь качества.
CDR – другой формат, в котором сохраняет векторную графику редактор CorelDraw. Также используется в основном с привязкой к продуктам Corel. Однако имеет некоторые преимущества, так он более точно сохраняет все спецэффекты, например настройки прозрачности, линзы, градиенты ручного подбора.
CDW – универсальные чертежные файлы системы Компас. Этот формат сохраняет лишь сами планы и чертежи в 2d.
CMX – относительно новый формат, введенный в CorelDraw X6. Это условной универсальный формат, так как он распознается любыми программными продуктами компании Corel.
DWF – в этом формате сохраняются чертежи и схемы в редакторе AutoCAD, а также других продукта компании Autodesk. Примечательно, что формат специально оптимизирован для работы и передаче по WEB.
DWG – специализированный формат чертежей для AutoCAD и NanoCAD. Файлы, сохраняемые в этом формате, имеют наибольшее число тонких подстроек, однако читают этот формат только соответствующие версии AutoCAD или специальные программы для просмотра DWG.
DXB – интересная разработка Autodesk, которая позволит быстро обмениваться чертежами и схемами между различными редакторами AutoCAD или другими продуктами компании. Это бинарный формат, поэтому он не очень пригоден для длительного хранения или финальной передачи на публикации.
DXF – альтернативный формат, для внутреннего обмена чертежами и схемами в AutoCAD или продуктах Autodesk. Во многом схож на предыдущий, однако не использует бинарный тип хранения, а сохраняет файл традиционным образом.
DNG — открытый формат для Raw-файлов изображений, используемый в цифровой фотографии. Разработан компанией Adobe Systems с целью создать стандартный формат для Raw-файлов изображений вместо множества различных форматов разных производителей фотокамер. Используется в редакторе Adobe Lightroom.
EPS или Encapsulated PostScript – наиболее легкий тип хранения изображений для публикации на техники поддерживающей PostScript. Среди отличительных черт, применение упрощенных скриптов языка, поэтому каждый файл содержит лишь одну страницу для печати. Также, множество тонких настроек для принтера на печати не сохраняются, а выставляются по умолчанию. Зачастую EPS используют для быстрой передачи векторных и растровых изображений внутри издательских систем. Создать файл такого формата способен любой графический редактор, при этом базовых возможностей формата в большинстве случаев достаточно, что позволяет быстро и с минимальной загрузкой сетей печатать огромные объемы на технике поддерживающей PostScript.
FRW – формат для сохранения отдельных фрагментов или слоев чертежей в системе Компас 3D.
GIF – один из старейших форматов, которые популярны и сегодня. CompuServe Graphics Interchange Format разработали в далеком уже 1987 году, а затем, через 3 года модернизировали, с тех пор никаких существенных изменений не вносилось. Для сохранения используется LZW-компрессия, зачастую в GIF сохраняют анимации. Серди несомненных достоинств, множество поддерживающих редакторов, простота настроек формата, а также довольно неплохое сжатие.
ID или InDesign – еще один сравнительно новый формат от Adobe. Основное направление издательские приложения и техника. Однако желание добавить разных функций, взятых всюду, сыграло довольно плохую службу. Сохранение вышло долгим и сложным, в целом вся система вышла очень неповоротливой и смогла заменить лишь РМ. Да и этот успех относителен, ибо формат РМ перестал поддерживаться и переход на ID стал вынужденным. Пожалуй, единственное преимущество, очень мощный встроенный интерпретатор языка PostScript, что дает некое ускорение при передаче материалов на публикацию.
INDD - базовый рабочий формат, используемый во всех проекта пакета программ InDesign. В этом формате можно сохранять макеты страниц, а затем редактировать их в программе InDesign Document или просматривать во многих редакторах от Adobe.
JPEG – самый часто встречаемый формат в мире. Впрочем, если рассматривать подробнее, то это не формат на самом деле это алгоритм от Joint Photographic Experts Group. Работает алгоритм довольно просто и эффективно, учитывается разница между пикселями, при запаковке. Поэтому, вы сами можете очень точно настроить конечный объем файла и его качества. Чем больше степень сжатия, тем большие потери по качеству изображения, зато JPEG позволяет сжать картинку в 500 раз от аналогичного BMP изображения. Наиболее оптимально использовать этот формат по отношению к растровым изображениям и фотографиям, тут можно получить лучшие выходные параметры файла. Помимо феноменального сжатия и его точной настройки, формат JPEG всемирно принят, с ним работают все редакторы, программы для просмотра, именно этот формат господствует в интернете.
M3D – формат файла, сохраняющий готовые 3D-модели устройств или строений созданных в программе Компас-3D.
PDF, расшифровывается как Portable Document Format – общепринятый и наиболее используемый формат для книг, документов, различных макетов и проектов. Формат разработан в компании Adobe. Основной принцип работы лежит в конвертации данных из PostScript. Этот формат поддерживают множество различных программных продуктов. Среди наиболее важных функций, помимо сжатия, хорошая работа с многостраничными материалами. Нельзя не отметить легкость создания материалов. Базовый продукт Adobe позволяет создавать выходной материал на базе любых исходных данных, в различных популярных форматах.
PLA – базовый формат для архитектурного пакета Archicad. Он отличается тем, что в один файл вкладываются все данные, в том числе и объекты, созданные вручную или взятые из внешних источников. Используя данный формат, вы сможете работать с проектом на базовой версии Archicad без установки дополнительных плагинов, даже если они использовались при создании проекта.
PLN – рабочий формат Archicad, зачастую применяется для сохранения промежуточных вариантов.
РМ – универсальный формат для пакета Adobe Systems. Наиболее распространен в верстке, это очень простой и быстрый вид форматирования. Он также имеет удивительную возможность работать с ручной и автоматической версткой в одном проекте.
PNE – специальный формат пакета Archicad с лицензией на обучение. Этот формат не совместим с коммерческими версиями Archicad.
PNG – популярный формат от независимых разработчиков. Кстати, этот формат разрабатывался как альтернатива для GIF, после перехода последнего на коммерческую основу. В работе формат довольно прост, он неплохо сжимает изображения, используя уникальный алгоритм Deflate. Существенным преимуществом является сжатие растровых изображений по вертикали, в то время как TIFF или GIF сжимают изображения лишь по горизонтали.
PostScript – на практике не является форматом, а языком описания страницы. Один из старейших форматов применяемых ныне, был создан еще в 80-х компанией Adobe. Особенность этого формата является то, что каждый файл является не просто архивом, а целой программой, которая включает сам документ, палитры цвета, шрифты и другую информацию. Это позволяет передавать файлы сразу на публикацию, если печатная техника поддерживает PostScript.
PSD – известный всем базовый формат редактора Adobe Photoshop. Формат имеет массу возможностей, для передачи наиболее сложных по строению материалов. Так, на базовом уровне поддерживаются слои, причем в неограниченном числе. В основе сжатия лежит оригинальный алгоритм RLE Packbits, он довольно эффективен, так как дает результат даже лучше чем у PNG. Единственный минус, для редактирования данных файлов необходим пакет Photoshop.
QXD – формат используется программой QuarkXPress. Это очень популярный пакет для верстки, который отличается удобным интерфейсом, довольно хорошими возможностями, надежностью и быстродействием.
RAW – формат для записи файлов без всякой обработки. Зачастую этот способ используют для сохранения данных прямо с фотокамеры. Отличительной особенностью является то, что картинка не обрабатывается встроенным процессором снимающего устройства, как в том же JPG. Мы получаем максимально реалистичные кадры, без малейших потерь по качеству.
SPW – формат используется для создания файлов спецификаций в пакете Компас.
SVG – основной изюминкой формата является открытость, он не является собственностью и не требует оплаты денег за лицензию. Ядро файлов имеют стандартную XML разметку, которая позволяет описать векторную графику. Это стандартный формат для многих браузеров, а также графических редакторов. Однако есть и недостатки, довольно громоздкая разметка не дает возможности сохранять сложные векторные изображения.
TIFF, TIF расшифровывается как Target Image File Format – этот формат признан наиболее надежным среди всех. Это независимый формат, который может работать не только с Windows системами, но и Apple. Также данный формат очень широко распространен, практически любая программа для работы с графикой поддерживает его. Среди отличительных возможностей можно назвать отличную работу с цветом, исходный материал может быть в CMYK, RGB палитрах, черно-белым или с дополнительными Шишковыми цветами, все будет сохранено без потерь. Помимо цвета, TIFF распознает множество современных эффектов и инструментов, так изображение может иметь слои, альфа–каналы или обтравочные контуры. Однако помните, этот формат подходит лишь для растровой графики.
WMF – базовый формат для работ с векторной графикой в Windows. Главное достоинство этого формата отличная распространенность, практически любая программа для работы с графикой понимает этот формат. Впрочем, WMF не очень практичный и универсальный формат. При сохранении могут сбрасываться некоторые, порой важные параметры, этот формат понимают только Windows-системы, на других платформах его невозможно открыть, есть проблемы с передачей цветовых схем.
HTML – язык гипертекстовой разметки и, соответственно, расширение файлов, написанных на этом языке. Он необходим для написания веб-страниц с требуемой текстовой структурой: заголовками разного уровня, списками, выделением жирным или курсивом. Есть формат .htm, который является полным аналогом html и является данью традиции старым ограничениям на длину файлов.
PHP – это скриптовый язык программирования и, соответственно, расширения имеют файлы, написанные на эм языке. Используется для создания веб-страниц с динамическим содержимым и веб-приложений, открывается с помощью редактора Adobe Dreamweaver.
JS – текстовый файл, который нужен для обслуживания скриптов JavaScript. Размещается в папку сайта на сервер и запускается с целью выполнения выпадающего меню, заполнения полей, перелистывания картинок.
CSS – файлы с этим расширением содержат описание внешнего вида документа, который написан на html. Это отделение внешнего вида страницы, от структуры, которая описана в самом html файле.
MCD (более поздние версии – mcdx) – формат, в котором сохраняются файлы программы MathCad (система компьютерной алгебры). В таком документе содержатся алгоритмы, формулы, графики, таблицы и разные типы данных.
MUSE – расширение интернет-файлов, веб-файлов. В файлах такого формата хранятся все файлы и папки с содержимым веб-сайта, то есть все, что нужно для разработки сайта, – ссылки, коды, изображения и файлы. С этим форматом работает редактор Adobe Muse.
AI – формат хранения векторной графики, разработанный Adobe Systems для презентации одностраничных изображений. Файлы с расширением .ai идентичны .eps, однако из них удалены некоторые наборы процедур. Является проприетарным векторным форматом. Совместим с PDF за счет встраивания абсолютного копирования PGF-данных в объект формата PDF.
Ai4 – общий графический инкапсулированный (содержащий внутри себя что-то еще) формат, используемый Иллюстратором и Фотошопом для сохранения и обмена данными с другим программным продуктом.
AI5 – применяется при передаче данных между некоторыми платформами и приложениями. Расширение файла «.ai5» используется такими программами, как Adobe Illustrator и Adobe Photoshop.
EPS – представляет собой базовый файловый формат, на основе которого создавались ранние версии Adobe Illustrator. Служит для передачи графических данных при работе с ними нескольких приложений. Самые первые версии eps всего лишь описывали размер картинки.
PS – используется в издательском деле для распознавания файлов и дальнейшей работы с ними большинством принтеров и приложений. Их содержание заключает в себе наборы команд, указывающих координаты печати графических объектов и текста.
PPJ – расширение файлов проекта Premiere 6, применяемых в процессе редактирования видео. Открыть их можно лишь указанной программой. Чтобы перевести в воспроизводимый популярными программами ролик, необходимо изменить его в редакторе.
PRPROJ – формат файла, который открывается только при помощи Premiere Pro Project File. Он создается в процессе появления видео и может быть экспортирован в воспроизводимую многими проигрывателями версию только при помощи этой программы.
AU – формат, принадлежащий плагинам аудиодорожек, которые проигрываются на Mac OS X. Используются в программах GarageBand и Soundtrack Pro.
AIFF – несжатые файлы, хранящие в себе звуковую информацию. Могут быть открыты профессиональными программами для записи дисков.
RLE – формат, который определен компанией Microsoft как стандартный для передачи текстовых документов. Но он является устаревшим, так как ему на замену пришли более современные расширения для такого типа файлов.
CIN – расширение, принадлежащее различным картинкам. Разработано компанией Kodak для того, чтобы сохранять всю информацию, которую можно получить с негатива пленки и затем создать цифровую копию, записанную на каком-либо устройстве.
GRF – расширение используется программами, в которых создается графика. В основном полученные изображения применяются в известной игре Ragnarok. Файлы также могут содержать технические иллюстрации для создания презентаций.
Gerber — файловый формат, представляющий собой способ описания проекта печатной платы для изготовления фотошаблонов на самом разнообразном оборудовании. Практически все современные системы автоматизации проектных работ для электроники, в том числе и Altium Designer позволяют генерировать выходные файлы в формате Gerber.
RLA, RPF – форматы, которые создаются в программе 3ds Max. Они содержат информацию о 3d-изображении и могут быть открыты несколькими программами, в которых происходит моделирование.
IMG, EIZ – расширение используется при создании образов диска. Файлы содержат в себе информацию, идентичную той, что была записана на реальном носителе. Храниться образы могут на жестком диске. Причем устройство может воспринимать файл и как отдельный накопитель, и как, например, DVD.
EPS – формат, предназначенный для обмена графикой между несколькими приложениями. Данное расширение было разработано компанией Adobe и содержит как само закодированное изображение, так и его уменьшенную копию, что позволяет некоторым приложениям растеризовать картинку даже при отсутствии возможности распознать основную часть файла.
FLM – расширение, принадлежащее проектам Adobe Premier. Существуют некоторые программы, которые могут перевести обычное видео в этот формат, после чего тот становится набором последовательных картинок. Именно с ними и работает Premier, давая возможность пользователю изменять каждый кадр.
FLC – является анимационным файлом, который используется программой Autodesk Animator Pro. Такие картинки позволяют создавать подобие фильма без воспроизведения звука. Из-за своей простоты они используются разработчиками игр для создания анимированных изображений. Все данные, содержащиеся в таком файле, группируются в несколько кадров. Также особенность заключается в том, что при сжатии отличия каждого последующего изображения тоже сохраняются, что позволяет воспроизводить анимацию на простых видеоадаптерах.
FLI – расширение, принадлежащее анимационным файлам программы Animator. Отличием от flc является использование его в более ранних версиях. Недостатком файлов считается отсутствие звукового сопровождения, а преимуществом становится простота создания анимации, что удобно для разработчиков игр.
SWF – видеоформат, который используется для флеш-анимации векторных картинок. Особенностью таких изображений является отсутствие видимых искажений даже при сильном увеличении. Созданные таким образом видеоролики имеют небольшие размеры и поэтому очень быстро загружаются и воспроизводятся. Применяются данные файлы для создания игр, интерактивных интерфейсов, а также сайтов и веб-приложений. Открыть их можно при помощи известной программы Adobe Flash Player.
FBX — технология и формат файлов разработан Kaydara, в настоящее время принадлежит и продолжает разрабатываться компанией Autodesk. Используется для обеспечения совместимости различных программ трехмерной графики. В частности используется в Autodesk Revit.
IFF – формат является одним из универсальных, так как может содержать в себе изображения, аудио и текст. Используется формат для обмена данными между различными приложениями. Разработаны такие файлы компанией Electronic Arts, чтобы упростить передачу информации между программным обеспечением разных производителей.
MPG – видеоформат, который помогает осуществлять сжатие без значительной потери части информации. За счет этого уменьшается дисковое пространство, необходимое для хранения файлов. Данные с таким расширением качественно синхронизируют аудио и видеодорожку и воспроизводятся при помощи многочисленных программ как на операционных системах Windows и Mac, так и на мобильных устройствах. Расширение стало основой для создания более качественных вариантов.
PCX – является стандартом представления графической информации. Такой формат использовался одной из первых графических программ и впоследствии устарел в связи с появлением новых расширений, которые поддерживают более хорошее сжатие.
PET – является пакетом приложения для PuppyLinux. Используется при установке различных программ и хранится в виде сжатого архива. Открываются данные файлы при помощи программы PETget или любой другой, которая используется для извлечения данных. После того, как файлы становятся доступны, они попадают в корневой уровень файловой системы Linux.
PIC – расширение используется программой под названием Lotus и содержит изображения, которые нужны для представления разработанных графических картинок. Из-за появления более современных форматов pic устарел и практически не используется.
PXR – разархивированный формат растрового изображения. Обычно файлы используются рабочими станциями Pixar. Изображения хранятся в RGB или серой градации с 8 битами на один канал. Данное расширение было разработано сотрудниками компании Pixar и предназначалось для создания компьютерной анимации, а также для представления медицинских данных.
MOV – расширение используется для того, чтобы производить сохранение роликов. Алгоритм сжатия, используемый в этих файлах, запатентован компанией Apple. Но при этом данные доступны и на других операционных системах, таких как Windows и Mac. Каждый из контейнеров определенного файла содержит в себе несколько типов данных. К ним относится текстовая информация, изображения, а также субтитры и звук. Формат часто используется программами, в которых происходит редактирование видеороликов. Проигрывать такие файлы способны некоторые DVD плееры, а также устройства SONY PSP.
SGI – расширение, которое необходимо при создании динамических веб-страниц. Данный формат файлов уже стал стандартом, используемым для взаимодействия внешних приложений с серверами, на которых хранится информация. Шлюз CGI универсален, из-за чего его написание может происходить на множестве языков программирования. После создания подобного файла он помещается на сервер. Обычно они служат для выполнения простых веб-сценариев, к которым относится отправка сообщений через почту или же двигающуюся рекламу на странице.
RGB – расширение цветных растровых изображений, которые становятся частью более широкого формата такого типа файлов. Картинка представлена в RGB без сжатия. При этом в одном подобном файле может находиться только одно изображение. Чтобы открыть данные файлы, достаточно использовать один из популярных графических редакторов на всех операционных системах. Иногда встречается очень редкий формат Q0 с таким же расширением. Он также может быть открыт при помощи большинства программ, предназначенных для редактирования и просмотра изображений.
TGA – файлы с данным расширением являются растровыми изображениями. Формат был создан компанией Truevision для создания картинок очень высокого качества. Как правило, они создаются для улучшения графики компьютерных игр. Несмотря на то, что существуют более популярные и проверенные форматы, данные файлы появились в числе первых, которые необходимы для обработки изображения с применением большого количества цветов.
VDA – является растровым изображением, которое имеет формат Targa Truevision. В подобных файлах данные конкретного изображения хранятся при помощи от одного бита на пиксель с 24 битами для RGB и 8 для альфа-канала. Первоначально описываемый формат был создан компанией Truevision, но затем права на него приобрели Pinnacle Systems.
ICB – расширение используется для создания побитовых изображений стандартного формата Targa. Первоначально подобные файлы использовались для графики при помощи видеокарт &T EPICenter Image Capture Board. Данный формат также можно встретить с расширением TGA.
VST – файл, содержащий в себе VST-плагин. Необходим для создания, а также моделирования разнообразных звуковых эффектов. Применяется, как правило, программами, которые изменяют аудиозаписи.
AVI – является одним из самых популярных форматов для видео файлов. Создано расширение компанией Microsoft. Название произошло от нескольких слов, которые означают «чередование аудио и видео». Файлы такого формата являются самыми популярными, так как они воспроизводятся практически всеми современными проигрывателями на различных устройствах. Для корректного отображения в различных программах перед воспроизведением данных с расширением avi стоит установить необходимые кодеки. Файлы могут быть отображены в проигрывателях всех популярных операционных систем, а также с ним успешно работает Adobe After Effects.
WAV – представляет собой формат хранения аудио, которые были оцифрованы. Файлы с таким расширением способны поддерживать данные различной битности, частотой выборки и числом каналов. Он популярен на платформах IBM. Особенностью формата является хранение определенных данных в блоках, называемых чанками. Файлы с таким расширением состоят из множества частей разного типа. Формат содержит основные и дополнительные чанки, первые из которых проигрыватель обязательно должен уметь читать, а вторые не обязательны для воспроизведения. Если же необходимо копировать данные, то программа должна быть способна интерпретировать каждый из блоков информации.
WMV – формат создан компанией Microsoft и предназначался для отображения видео. Файлы с таким расширением содержат различные типы информации, соединенные вместе для хранения и трансляции записанных роликов. Фильмы такого типа занимают меньше пространства на жестком диске компьютера, а также не требуют больших возможностей от устройства. Для того, чтобы просмотреть видео этого формата, достаточно открыть любую программу, предназначенную для таких действий. Если сравнивать с avi, то следует отметить большие возможности. Кроме этого файлы с подобным расширением могут быть защищены от копирования. Перед воспроизведением даже не нужно беспокоиться о наличии определенных кодеков, так как все они устанавливаются по умолчанию.