Начальным этапом создания 3D модели любой детали является построение ее 2D эскиза. При этом он отображает основные контуры элементов или геометрического объекта, на основе которого и формируется сама деталь. А завершающим этапом в формировании рабочего эскиза является черчение контура будущей 3D детали, с последующим наложением этих контуров на объект и параллельным добавлением габаритных размеров.
Непосредственно эскиз создается в отдельном файле, где размещена деталь. Не забывайте, что в данной программе можно создавать детали и в отдельных файлах детали, и в файлах сборки.
Создание файла детали
Для того, чтобы создавать файлы детали, необходимо следовать определенному алгоритму операций, взяв за основу стандартный шаблон. При этом нужно позаботиться об установке основных настроек.
Запустив программное приложение «Autodesk Inventor», нужно выполнить вход в главное окно построения эскиза по следующему маршруту: Файл>Создать>Метрические>Обычный(мм).ipt>нажать ОК.
Следующим шагом должен стать переход на вкладку Эскиз. Это можно сделать через программное окно Сервис > Настройка. После этого выполнить некоторые важные настройки:
- Выбрать один из вариантов приоритета в соответствующем разделе Приоритет наложения зависимостей
- Активировать Автопроецирование ребер для создания и редактирования эскизов
- Для отображений основных и дополнительных линий сетки, координатных осей, а также знаков системы координат поставить флажок Отображать на экране
- Через раздел Деталь нужно определиться с вариантом создания эскиза. Оптимально будет выбрать - В плоскости X-Y
- Далее проставляем размер диаметра на вкладке Чертеж, которая расположена в отдельном разделе Предпочтительные типы размеров
- Переходим в Размеры и устанавливаем единицы измерения таким образом:
- Длина — мм
- Точность для линейных размеров — 3 знака
- Угол — градус
- Время — сек
- Масса — кг
- Точность для угловых размеров — 2 знака
- Активируем вариант Как значение в разделе Отображение размеров
- Для хранения упражнений создаем папку, произведим сохранение нового файла под именем - Деталь
- Возвращаемся на панель инструментов и щелкаем на команде Отменить. Таким образом, возвращаемся в основную среду построения.
Среда построения эскизов
Любые операции с эскизами в программе производятся непосредственно в среде их построения. Она представляет собой некую плоскость, где расположен как эскиз, так и необходимый в процессе его формирования и редактирования геометрии набор инструментов.
Следует учитывать тот факт, что в процессе подготовки чертежа происходит накладка некоторых зависимостей эскиза на изображаемые в рабочей среде объекты. Ярким примером такого аспекта является процесс создания отрезка, который расположен горизонтально. В данном случае в автоматическом режиме на него будет накладывается зависимость горизонтальности. Если же щелкнуть неподалеку от окончания другого объекта, то активируется зависимость совмещения. Важным аспектом этого свойства есть то, что все зависимости можно изменять, а также удалять. Кроме того, на все элементы эскиза имеется возможность проводить накладывание той или иной зависимости в ручном режиме, по усмотрению пользователя. Чтобы завершить выбранную функцию построения, достаточно нажать правую кнопку мыши и в выпавшем меню отметить пункт Завершить. Однако более простым вариантом является одноразовое нажатие клавиши <Esc>.
Чтобы создать 3D модель, потребуется провести выдавливание контура эскиза. Еще одним способом является его вращение вокруг заданной координатной оси. Одним из важных свойств модели, которая была создана в программе «Autodesk Inventor», является то, что она напрямую связана с другими, расположенными ниже эскизами деталей, а также их значениями. Поэтому любые изменения в том или ином эскизе отразятся и на самой модели.
Создав трехмерную модель детали, можно вернуться в среду построения эскизов. Там доступно проводить нужные изменения и создавать новые элементы. Открывая ранее созданный файл, первым делом необходимо выбрать эскиз в Браузере. Только после этого будут активированы инструменты для работы, и станет доступной функция создания конструктивные компонентов. Как правило, любые изменения в эскизе автоматически отражаются и в модели.
Система координат эскиза
На начальном этапе формирования эскиза координатные оси X и Y отображаются на эскизной сетке. Но при условии, если она включена. В начале координат расположен ЗD-индикатор. По умолчанию программа позволяет создавать в плоскости XY. Но при необходимости пользователь может самостоятельно изменить и положение, и ориентацию системы координат эскиза.
И процесс создания эскизов, и его завершение можно осуществлять с помощью кнопки Эскиз. Она расположена на стандартной панели инструментов. Ее основное предназначение - качественный визуальный контроль построения в активном режиме. Для удобства использования программы, все эскизы можно увидеть в Браузере, где они имеют специальные значки.
Нажав кнопку Эскиз возможно выбрать тип плоскости для построения чертежа или эскизную кривую. Таким образом с помощью одной кнопки пользователь имеет возможность либо редактировать эскиз 3D детали, либо добавить в ней некоторые элементы, либо изменить/полностью удалить геометрию. Помните, что при построении эскиза, его значок можно будет найти под папкой Начало в Браузере под значком детали.
Одним из важных аспектов параметра Эскиз есть то, что он непосредственно связан с гранью/плоскостью. И это не зависит от того, были ли созданы новые геометрические элементы. Но если эскиз 3D модели был создан на грани детали, то он будет ограничен ребрами этой же грани.
Полезным свойством данной программы есть то, что в ней существуют дополнительные способы закрытия среды построения эскизов.
Так, можно нажать кнопку Возврат на стандартной панели инструментов; щелкнуть правой кнопкой мыши на команде Принять эскиз; либо через меню использовать команду Завершить.
Способы построения эскизов и назначения рабочей плоскости
Программа «Autodesk Inventor» предусматривает 5 вариантом создания эскизов 3D моделей.
1-й способ основан на создании файла новой детали в плоскости XY.
2-й способ подразумевает использование плоской грани путем щелчка по кнопке Эскиз на панели инструментов.
3-й способ предполагает перетаскивание плоской грани активной детали и последующее назначение ее в роли рабочей плоскости.
4-й способ позволяет создавать эскиз путем перетаскивания плоской грани или рабочей плоскости другой детали изделия. Также для этого можно воспользоваться раскрытием в браузере папки Начало и выбором рабочей плоскости.
5-й способ включает в себя выбор плоской грани или рабочей плоскости нажатием на соответствующую кнопку на панели инструментов.
Рекомендации по созданию эскизов
Согласно рекомендаций разработчиков программы, необходимо следовать определенным правилам в процессе создания эскизов:
1) Сформировать рисунок плоской геометрической фигуры, который будет максимально близким по размерам к эскизу 3D модели;
2) Исключить возможность появления перекрытий изображения эскиза. При этом сама геометрическая фигура должна иметь одну и ту же точку начала и окончания;
3) В создаваемом эскизе не должно быть каких-либо разрывов. Конечные точки объектов должны быть полностью совмещены;
4) Новый эскиз должен быть простым. Все изменения с ним лучше совершать после того, как законченный эскиза трансформируется в твердое тело;
5) Основной для создания твердого тела может стать только замкнутая геометрическая фигура. Стоит помнить, что не замкнутая фигура видоизменяется только в поверхность;
6) Чтобы внести размеры объекта, в процессе выполнения эскиза нужно использовать параметр Точные координаты, расположенный на панели инструментов.
Увидеть все данные о создаваемых объектах в программе можно на информационной панели. Она расположена в нижней части рабочего экрана. Доступную для ознакомления информацию пользователь может применять для контроля создаваемого эскиза.